Говорить ли другим о том, что Вы планируете измениться в лучшую сторону?…
Когда мы начинаем путь к позитивным переменам, велик соблазн рассказать о своих намерениях всем вокруг. Это же мотивирует! Или нет? Давайте разберемся!
История Джона
Возьмем за основу следующую историю. Согласно таблице, которую вручил доктор, у Джона ожирение. Из кабинета он выходит подавленным. Он здесь не впервые, он трудился, чтобы сбросить вес, и вот нужно начинать все заново. «Я глупец, — думает Джон. — Как мне снова пройти через это? Сколько еще терпеть свою тучность, пока ситуация не изменится?»
Сейчас он в зоне стыда. Джон хочет спастись бегством от этого чувства, и избегает оценки своего текущего местоположения по отношению к цели. «Слова врача — это тревожный звоночек, — думает парень по дороге домой. — Именно такие новости могут заставить меня сесть на диету». Эта мысль помогает ему почувствовать себя немного лучше. Из автомобиля он звонит девушке, делится новостями, вкратце описывая свою готовность приступить к плану по снижению веса. Девушка поздравляет его и рекомендует книгу, которая, как она слышала, помогает похудеть.
Джон теперь — «сидящий на диете». Он принимается за чтение, убирает из холодильника все калорийное и аппетитное, а в продуктовом покупает полезные продукты. Он рассказывает о своей решимости всем: друзьям, коллегам, соседям.
На первый взгляд, Джон все делает правильно, готовясь сесть на диету, узнавая о ней как можно больше и публично ставя цели. Но почему чувство гордости за себя сменяется регулярными срывами?
Войти в роль
Когда вы ставите цель, возникает полезное напряжение. Ваш мозг, заточенный на завершение задач, видит эту цель, осознает, что что-то не закончено, и мотивирует вас идти к ней. Но если вы уверяете себя, что уже пришли к финишу, напряжение ослабевает. «Слушайте все, я на диете» преобразуется в «Смотрите, я похудел».
Чем больше вы делитесь с другими информацией о своих целях, тем ниже уровень мотивации. Механизм этого явления таков: когда вы рассказываете кому-либо о своих намерениях, мозг, склонный к ликвидации расхождений, считает, что вы уже достигли нужного результата.
Так что с историей Джона? Под серьезным желанием сбросить вес скрывается попытка войти в роль. Он ставит пьесу под названием «Джон худеет». Пьеса становится целительным бальзамом для чувства стыда от собственной тучности. Парень практически чувствует, как тают лишние килограммы. А вот когда встает на весы или смотрится в зеркало, не видит перемен — и приходит в уныние, так как чувствует, что обманывает себя.
Цели: внутренние и внешние
Представим себе двух атлетов. Первый увеличивает нагрузку в зале, чтобы добиться лучших результатов в любимом виде спорта. Он внутренне мотивирован. Второй жаждет всех возможных наград и славы — им движут внешние цели.
Внутренние цели по своей природе приносят удовлетворение (реализуют нашу потребность в самостоятельности, взаимосвязях, личных способностях и росте). Внешние цели обычно рождены желанием притупить боль от ощущения беспомощности и незащищенности посредством поощрения извне. Это продукт самообмана.
Впрочем, внешняя мотивация не всегда так проста, как обмен определенного поведения за награду. Иногда она обоснована желанием выглядеть лучше в глазах остальных. Спортсмен хочет получить не только медаль, но и аплодисменты. Или статус победителя, лучшего в определенной сфере. Проблема в том, что ориентация на окружение при достижении внешних целей может помешать мотивации реализовать внутренние цели, когда до них дойдет дело.
А теперь вернемся к нашему желанию рассказать о своих намерениях окружающим. Делая это, мы в каком-то смысле приближаем внешнюю цель. Произнося «Я хожу в зал», вы считаете, что идете по дороге к чемпионству («Я становлюсь сильнее»). Представляя себя таким человеком в глазах окружающих, вы в некоторой степени реализуете внешнюю цель: почувствовать удовлетворение от работы с тяжелым весом. При этом вы избегаете мучительного осознания, как далеко вам предстоит пройти, и ослабляете напряжение, стимулирующее двигаться вперед.
Что делать?
Основная проблема Джона — недостаточное самопринятие. Не понимая, где находится по отношению к цели, он скакал между стыдом и самолюбием. Прежде чем приступать к диете, Джону следовало поработать над собой — с помощью терапии, йоги или медитативной практики, любого метода, который позволил бы достичь высшей ступени самопознания. Оттуда Джон мог бы взирать на жизнь с меньшим страхом, бóльшим мужеством и способностью противостоять неприятностям.
Важно научиться балансировать между самолюбием и стыдом — оставаться в зоне смирения. Достигнув ее, вы чувствуете достаточно самоуважения, чтобы продолжать идти вперед, но не настолько, чтобы забыть о том, в какой точке вы находитесь на пути от желания до реализации цели. Вы сдержанны, но не обескуражены отражением, которое видите в зеркале. Действуя внутри этой зоны, вы продолжаете двигаться, поскольку способны осознать, что несовершенны, не прибегая к ранней примерке роли, которая неизбежно приведет к метаниям между самолюбием и стыдом.